Святая преподобномученица Великая Княгиня
Елизавета Феодоровна была вторым ребенком в
семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского
Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы
английской Виктории. Еще одна дочь этой четы -
Алиса - стала впоследствии Императрицей Рос-
сийской Александрой Феодоровной.
Дети воспитывались в традициях старой Анг-
лии, их жизнь проходила по строгому распорядку,
установленному матерью. Одежда и еда детей
были самыми простыми. Старшие дочери сами
выполняли домашнюю работу: убирали комнаты,
постели, топили камин. Впоследствии Елизавета
Феодоровна говорила: "В доме меня научили все-
му". Мать внимательно следила за развитием та-
лантов и наклонностей каждого из семерых детей
и старалась воспитать их на твердой основе хри-
стианских заповедей, вложить в сердца любовь к
ближним,' особенно к страждущим.
Родители Елизаветы Феодоровны потратили
большую часть своего состояния на благотво-
рительные нужды, а дети постоянно ездили с
матерью в госпитали, приюты, дома для инвали-
дов. привозили с собой большие букеты цветов,
разносили по палатам больных, ставили в вазы.
Елизавета с детства любила природу и
особенно цветы, которые с увлечением рисовала.
У нее был художественный дар, и всю свою жизнь
она много времени уделяла рисованию. Любила
она и классическую музыку.
Все знавшие Елизавету с детства отмечали ее
любовь к ближним. Как говорила впоследствии
сама Елизавета Феодоровна. на нее еще в самой
ранней юности имели огромное влияние жизнь и
подвиги Елизаветы Тюрингенской, одной из ее
предков, в честь которой она и была названа.
В 1873 году разбился насмерть на глазах у
матери трехлетний брат Елизаветы Фридрих. В
1876 году в Дармштадте началась эпидемия диф-
терита. заболели все дети, кроме Елизаветы. Мать
просиживала ночи у постелей заболевших детей.
Вскоре умерла четырехлетняя Мария, а вслед за
ней заболела и умерла сама Великая герцогиня
Алиса в возрасте тридцати пяти лет.
Мать принцессы Алисы - королева Виктория, от-
вечая на вопрос одного американца, в чем заключается
главная сила Англии, показала ему Библию, сказав: "В
этой небольшой книге".
Елизавета Тюрингенская, канонизированная като-
ликами, жила в эпоху Крестовых походов. Она от-
личалась глубокой религиозностью и самоотверженной
любовью к людям. Всю свою жизнь она посвятила слу-
жению делу милосердия.
4
В тот год закончилась для Елизаветы пора
детства. В горе она стала еще чаще и усерднее
молиться. Она поняла, что жизнь на земле - это
крестный путь. Она всеми силами старалась
облегчить горе отца, поддержать его, утешить, а
младшим своим сестрам и брату в какой-то мере
заменить мать.
На двадцатом году жизни принцесса Ели-
завета стала невестой Великого Князя Сергея
.Александровича, пятого сына Императора Алек-
сандра II, брата императора .Александра HI. Она
познакомилась с будущим супругом в детстве,
когда он приезжал в Германию со своей матерью.
императрицей Марией Александровной, также
происходившей из Гессенского дома. До этого все
претенденты на ее руку получали отказ.
Вся семья сопровождала принцессу Елизавету
на ее свадьбу в Россию. Вместе с ней приехала и
двенадцатилетняя сестра Алиса, которая встретила
здесь своего будущего супруга, цесаревича Нико-
лая .Александровича.
Венчание состоялось в церкви Зимнего дворца
Санкт-Петербурге.' Великая Княгиня напря-
женно занималась русским языком, желая глубже
изучить культуру и особенно веру новой своей
родины.
Великая Княгиня Елизавета была ослепи-
тельно красива. В те времена говорили, что в Ев-
ропе есть только две красавицы, и обе - Елиза-
веты: Елизавета Австрийская, супруга императора
Франца-Иосифа, и Елизавета Феодоровна. Вели-
кий князь Константин Константинович Романов
'Для принцессы, выходящей замуж за Великого
Князя не требовалось обязательно переходить в Пра-
вославие.
5
посвятил Елизавете Феодоровне стихотворение.
Оно написано в 1884 году.
Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно, под такой наружностью прекрасной
Такая же 'прекрасная душа!
Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих очах таится глубина;
Как ангел ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.
Пусть на земле ничто
средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту.
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту!
К.Р.
Большую часть года Великая Княгиня жила с
супругом в их имении Ильинское в шестидесяти
километрах от Москвы, на берегу Москвы-реки.
Она любила Москву с ее старинными храмами,
монастырями и патриархальным бытом. Сергей
Александрович был глубоко религиозным челове-
ком, жил по уставам Святой Церкви, строго со-
блюдал посты, часто посещал богослужения, ездил
в монастыри. Великая Княгиня везде следовала за
своим мужем и полностью выстаивала долгие
церковные службы.
В православных храмах она испытывала уди-
вительное чувство, таинственное и благодатное,
так непохожее на то, что чувствовала она в про-
тестантской кирхе. Она видела радостное состоя-
ние Сергея Александровича после принятия им
Святых Тайн Христовых, и ей самой захотелось
подойти к Святой Чаше, чтобы разделить эту ра-
дость. Елизавета Феодоровна стала просить мужа
достать ей книги духовного содержания, право-
6
славный катехизис и толкование Писания, чтобы
умом и сердцем постичь, какая же вера истинна.
В 1888 году Император Александр II поручил
Сергею Александровичу быть его представителем
на освящении храма святой Марии Магдалины в
Гефсимании, построенного на Святой Земле в
память их матери, Императрицы Марии Алек-
сандровны. Сергей Александрович уже был на
Святой Земле в 1881 году, когда участвовал в ос-
новании Православного Палестинского Общества
и стал председателем его. Это общество собирало
средства для паломников в Святую Землю, для
помощи Русской Миссии в Палестине, для рас-
ширения миссионерской работы, для приобрете-
ния земель и памятников, связанных с жизнью
Спасителя. Узнав о возможности посетить Святую
Землю, Елизавета Феодоровна восприняла это как
указание Божие и молилась о том, чтобы там, у
Гроба Господня, Спаситель Сам открыл ей Свою
волю.
Великий князь Сергей Александрович с суп-
ругой прибыл в Палестину в октябре 1888 года.
Храм святой Марии Магдалины был построен в
Гефсиманском саду у подножия Елеонской горы.
Этот пятиглавый храм с золотыми куполами-и до
сего дня один из красивейших храмов Иеруса-
лима. На вершине Елеонской горы высилась ог-
ромная колокольня, прозванная "русской свечой".
Увидев эту красоту и почувствовав присутствие на
этом месте благодати Божией, Великая Княгиня
сказала: "Как я хотела бы быть похороненной
здесь". Тогда она не знала, что произнесла про-
рочество, которому суждено было исполниться. В
дар храму святой Марии Магдалины Елизавета
Феодоровна привезла драгоценные сосуды. Еван-
гелие и воздухи.
После посещения Святой Земли Великая
Княгиня Елизавета Феодоровна твердо решила
перейти в православие. От этого шага ее удержи-
вал страх причинить боль своим родным и,
прежде всего, отцу. Наконец, 1 января 1891 года
она написала отцу письмо о своем решении при-
нять православную веру. Мы приведем его почти
полностью, из него видно, какой путь прошла
Елизавета Феодоровна:
"...А теперь, дорогой Папа, я хочу что-то
сказать Вам и умоляю Вас дать Ваше благослове-
ние.
Вы должны были заметить, какое глубокое
благоговение я питаю к здешней религии с тех
пор, как Вы были здесь в последний раз, более
полутора лет назад. Я все время думала и читала.
и молила Бога указать мне правильный путь, и
пришла к заключению, что только в этой религии
я могу найти всю настоящую и сильную веру в
Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть
хорошим христианином. Это было бы грехом ос-
таваться так, как я теперь - принадлежать к од-
ной церкви по форме и для внешнего мира, а
внутри себя молиться и верить так, как и мой
муж. Вы не можете себе представить, каким он
был добрым: никогда не старался принудить меня
никакими средствами, предоставляя все это со-
вершенно одной моей совести. Он знает, какой
это серьезный шаг, и что надо было быть совер-
шенно уверенной, прежде чем решиться на него. Я
бы это сделала даже и прежде, только мучило ме-
ня то, что этим я причиняю Вам боль. Но Вы,
разве Вы не поймете, мой дорогой Папа?
Вы знаете меня так хорошо, Вы должны ви-
деть, что я решилась на этот шаг только по глу-
бокой вере и что я чувствую, что пред Богом я
должна предстать с чистым и верующим сердцем.
8
Как было бы просто - оставаться так, как теперь,
но тогда как лицемерно, как фальшиво это было
бы, и как я могу лгать всем - притворяясь, что я
протестантка во всех внешних обрядах, когда моя
душа принадлежит полностью религии Право-
славной. Я думала и думала глубоко обо всем этом,
находясь в этой стране уже более шести лет и
зная, что религия "найдена". Я так сильно желаю
на Пасху причаститься Святых Тайн вместе с мо-
им мужем. Возможно, что это покажется внезап-
ным, но я думала об этом уже так долго, и теперь
наконец я не могу откладывать этого. Моя совесть
мне этого не позволяет. Прошу, прошу по по-
лучении этих строк простить Вашу дочь, если она
Вам доставит боль. Но разве вера в Бога и веро-
исповедание не являются одним из главных уте-
шений этого мира? Пожалуйста, протелеграфи-
руйте мне только одну строчку, когда Вы получите
это письмо. Да благословит Вас Господь. Это будет
такое утешение для меня, потому что я знаю, что
будет много неприятных моментов, так как никто
не поймет этого шага. Прошу только маленькое
ласковое письмо".
Отец не послал дочери желаемой телеграммы
с благословением, а написал письмо, в котором
говорил, что решение ее приносит ему боль и
страдания и что он не может дать благословения.
Тогда Елизавета Феодоровна проявила му-
жество и, несмотря на моральные страдания, не
поколебалась в решении перейти в православие.
Вот еще несколько отрывков из ее писем близким:
"...Моя совесть не позволяет мне продолжать
в том же духе - это было бы грехом; я лгала все
это время, оставаясь для всех в моей старой ве-
ре... Это было бы невозможным для меня продол-
жать жить так, как я раньше жила... Даже по-
славянски я понимаю почти все, хотя никогда не
9
учила этот язык. Библия есть и на славянском, и
на русском языке, но на последнем легче читать...
Ты говоришь..., что внешний блеск церкви очаро-
вал меня. В этом ты ошибаешься. Ничто внешнее
не привлекает меня. и не богослужение- но ос-
нова веры. Внешнее только напоминают мне о
внутреннем... Я перехожу из чистого убеждения,
чувствую, что это самая высокая религия и что я
сделаю это с верой, с глубоким убеждением и
уверенностью, что на это есть Божие благослове-
ние".
12(25) апреля в Лазареву субботу было со-
вершено Таинство Миропомазания Великой Кня-
гини Елизаветы Феодоровны с оставлением ей
прежнего имени, но уже в честь святой праведной
Елизаветы - матери святого Иоанна Предтечи,
память которой Православная церковь совершает
5(18) сентября. После Миропомазания Император
Александр Ш благословил свою невестку драго-
ценной иконой Нерукотворенного Спаса, с кото-
рой Елизавета Феодоровна не расставалась всю
жзинь и с ней на груди приняла мученическую
кончину. Теперь она могла сказать своему супругу
словами Библии: "Твой народ стал моим народом,
твой Бог - моим Богом" (Руфь 1:16).
В 1891 году Император Александр 111 назначил
Великого Князя Сергея Александровича Москов-
ским генерал-губернатором. Супруга генерал-
губернатора должна была исполнять множество
обязанностей: шли постоянные приемы, концерты,
балы. Необходимо было улыбаться гостям, танце-
вать и вести беседы, независимо от настроения,
состояния здоровья и желания.
После переезда в Москву Елизавета Феодо-
ровна пережила смерть близких людей - горячо
любимой невестки принцессы Александры (жены
10
Павла Александровича) и отца. Это была пора ее
духовного роста.
Жители Москвы скоро оценили милосердие
Великой Княгини. Она ходила по больницам для
бедных, в богадельни, в приюты для беспризорных
детей. И везде старалась облегчить страдания лю-
дей: раздавала еду, одежду, деньги, улучшала ус-
ловия жизни несчастных.
После смерти отца она с Сергеем Александ-
ровичем проехала по Волге с остановками в Яро-
славле, Ростове, Угличе. Во всех этих городах
супруги молились в местных храмах.
В 1894 году, несмотря на множество возник-
ших препятствий, наконец, состоялось решение о
помолвке Великой Княгини Алисы с Наследником
Российского престола Николаем Александровичем.
Елизавета Феодоровна радовалась тому, что лю-
бящие друг друга люди смогут стать супругами, и
ее сестра будет жить в дорогой сердцу Елизаветы
России. Принцессе Алисе было двадцать два года,
и Елизавета Феодоровна надеялась, что сестра,
живя в России, поймет и полюбит русский народ,
овладеет русским языком в совершенстве и смо-
жет подготовиться к высокому служению Импе-
ратрицы Российской.
Но все случилось по-иному. Невеста На-
следника прибыла в Россию, когда Император
Александр III лежал в предсмертной болезни. 20
октября 1894 года Император скончался. На сле-
дующий день принцесса Алиса перешла в право-
славие и была наречена именем Александры.
Венчание Императора Николая II и Александры
Феодоровны состоялось через неделю после по-
хорон, а весной 1896 года состоялось коронование
в Москве. Торжества омрачились страшным бед-
ствием: на Ходынском поле, где раздавались по-
дарки, началась давка - несколько тысяч людей
11
были ранены или задавлены. Так началось это трагическое царствование - среди панихид и
погребальных песнопений.
В июле 1903 года состоялось торжественное
прославление преподобного Серафима Саровского.
В Саров прибыла вся Императорская Семья. Им-
ператрица Александра Феодоровна молилась пре-
подобному о даровании ей сына. Когда через год
Наследник престола родился, по желанию Импе-
раторской четы престол нижней церкви, постро-
енной в Царском Селе, был освящен во имя пре-
подобного Серафима Саровского. В Саров прие-
хала и Елизавета Феодоровна с супругом. В пись-
ме из Сарова она пишет: "...Какую немощь, какие
болезни мы видели, но и какую веру! Казалось,
мы живем во времена земной жизни Спасителя. И
как они молились, как плакали -эти бедные ма-
тери с больными детьми, - и, слава Богу, многие
исцелялись. Господь сподобил нас видеть, как не-
мая девочка заговорила, но как молилась за нее
мать!"*
Когда началась Русско-японская война,
Елизавета Феодоровна немедленно занялась орга-
низацией помощи фронту. Одним из ее замеча-
тельных начинаний было устройство мастерских
для помощи солдатам - под них были заняты все
залы Кремлевского дворца, кроме Тронного. Ты-
сячи женщин трудились за швейными машинами и
рабочими столами. Огромные пожертвования по-
ступали со всей Москвы и из провинции. Отсюда
шли на фронт тюки с продовольствием, обмунди-
рованием, медикаментами и подарками для солдат.
* На следующий день после прославления в Успен-
ском соборе мать немой девочки отерла своим платком
гроб с мощами преподобного, а потом лицо своей
дочери, и та сразу заговорила.
12
Великая Княгиня отправляла на фронт и походные
церкви с иконами и со всем необходимым для
совершения богослужения. Лично от себя посы-
лала Евангелия, иконки и молитвенники.
На свои средства Великая Княгиня сформи-
ровала несколько санитарных поездов. В Москве
она устроила госпиталь для раненых, который са-
ма постоянно посещала, создала специальные ко-
митеты по обеспечению вдов и сирот погибших на
фронте солдат и офицеров.
Однако русские войска терпели одно пора-
жение за другим. Небывалый размах в стране
приобрели террористические акты, митинги, за-
бастовки. Государственный и общественный по-
рядок разваливался, надвигалась революция.
Сергей Александрович считал, что необходимо
принять более жесткие меры по отношению к
революционерам, и доложил об этом Императору,
сказав, что при сложившейся ситуации не может
больше занимать должность генерал-губернатора
Москвы. Государь принял отставку, и супруги по-
кинули губернаторский дом, переехав временно в
Нескучное.
Тем временем боевая организация эсеров
приговорила Великого Князя Сергея Александро-
вича к смерти. Ее агенты следили за ним, выжидая
удобного случая, чтобы совершить казнь. Елиза-
вета Феодоровна знала, что супругу угрожает
смертельная опасность. Она получала анонимные
письма, где ее предупреждали, чтобы она не со-
провождала своего мужа, если не хочет разделить
его участи. Великая Княгиня тем более старалась
не оставлять его одного и, по возможности, по-
всюду сопровождала супруга.
5(18) февраля 1905 года Сергей Александрович
был убит бомбой, брошенной террористом Иваном
Каляевым. Когда Елизавета Феодоровна прибыла к
13
месту взрыва, там уже собралась толпа. Кто-то
попытался помешать ей подойти к останкам суп-
руга, но она своими руками собрала на носилки
разбросанные взрывом куски тела мужа. После
первой панихиды в Чудовом монастыре Елизавета
феодоровна возвратилась во дворец, переоделась в
черное траурное платье и начла писать телеграм-
мы, и прежде всего - сестре Александре Феодо-
ровне, прося ее не приезжать на похороны, т.к.
террористы могли использовать этот случай для
покушения на Императорскую чету.
Когда Великая Княгиня писала телеграммы,
она несколько раз справлялась о состоянии ране-
ного кучера Сергея Александровича. Ей сказали,
что положение кучера безнадежно, и он может
скоро умереть. Чтобы не огорчать умирающего,
Елизавета Феодоровна сняла с себя траурное
платье, надела то же самое голубое, в котором
была до этого, и поехала в госпиталь. Там, скло-
нившись над постелью умирающего, она уловила
его вопрос о Сергее Александровиче и, чтобы ус-
покоить его, Великая Княгиня пересилила себя,
улыбнулась ему ласково и сказала: "Он направил
меня к Вам". И успокоенный ее словами, думая,
что Сергей Александрович жив, преданный кучер
Ефим скончался в ту же ночь.
На третий день после смерти мужа Елизавета
феодоровна поехала в тюрьму, где содержался
убийца. Каляев сказал: "Я не хотел убивать Вас, я
видел его несколько раз в то время, когда имел
бомбу наготове, но Вы были с ним, и я не решил-
ся его тронуть". - "И Вы не сообразили того, что
Вы убили меня вместе с ним?" - ответила она.
Далее она сказала, что принесла ему прощение от
Сергея Александровича и просила убийцу пока-
яться. В руках она держала Евангелие и просила
почитать его, но он отказался. Все же Елизавета
14
Феодоровна оставила в камере Евангелие и ма-
ленькую иконку, надеясь на чудо. Выходя из
тюрьмы, она сказала: "Моя попытка оказалась
безрезультатной, хотя, кто знает, возможно, что в
последнюю минуту он сознает свой грех и раска-
ется в нем". После этого Великая Княгиня просила
Императора Николая II о помиловании Каляева,
но это прошение было отклонено.
Из Великих Князей на погребении присутст
-вовали только Константин Константинович и Па-
вел Александрович. Погребли Сергея Александ-
ровича в маленькой церкви Чудова монастыря, где
ежедневно в течение сорока дней совершались
заупокойные панихиды; Великая Княгиня присут-
ствовала на каждой службе и часто приходила
сюда ночью, молясь о новопреставленном. Здесь
она почувствовала благодатную помощь от святых
мощей святителя Алексия, митрополита Москов-
ского, которого с тех пор особо почитала. Великая
Княгиня носила серебряный крестик с частицей
мощей святителя Алексия.' Она считала, что свя-
титель .Алексий вложила ее сердце желание по-
святить Богу всю свою оставшуюся жизнь.
На месте убийства мужа Елизавета феодо-
ровна воздвигла памятник- крест, сделанный по
проекту художника Васнецова. На памятнике были
написаны слова Спасителя, сказанные Им на
Кресте: "Отче, отпусти им, не ведят бо что творят"
(Лк. 23; 34).
------------
1 Этот крест вместе с другими личными вещами
хранится теперь в храме святой Марии Магдалины в
Гефсимании в Иерусалиме.
2 Крест был снесен новой властью весной 1918
года. В начале 1985 г. во время ремонтных работ на
Ивановской площади Московского Кремля рабочие
обнаружили хорошо сохранившийся склеп с останками
Великого Князя. Сотрудники музеев Московского Крем-
15
С момента кончины супруга Елизавета фео-
доровна не снимала траур, стала держать строгий
пост, много молилась. Ее спальня в Николаевском
дворце стала напоминать монашескую келью. Вся
роскошная мебель была вынесена, стены пере-
крашены в белый цвет, на них находились только
иконы и картины духовного содержания. Ни на
каких светских приемах она не появлялась. Бы-
вала только в храме на бракосочетаниях или кре-
стинах родственников и друзей и сразу уходила
домой или по делам. Теперь ее ничто не связывало
со светской жизнью.
Она собрала все свои драгоценности, часть
отдала в казну, часть - родственникам, а осталь-
ное решила употребить на постройку обители
Милосердия. На Большой Ордынке в Москве
Елизавета феодоровна приобрела усадьбу с
четырьмя домами и садом. В самом большом,
двухэтажном доме расположились трапезная для
сестер, кухня, кладовая и другие хозяйственные
помещения, во втором - церковь и больница,
рядом - аптека и амбулатория для приходящих
больных, в четвертом доме находилась квартира
ля изъяли из захоронения все предметы из драгоценных
металлов: кольца, цепочки, медальоны, иконы, Георги-
евский крест и направили их "в фондовую комиссию му-
зеев Кремля для определения их художественной цен-
ности и места их дальнейшего хранения", как записано
в акте изъятия. На месте захоронения Сергея Александ-
ровича устроена была автостоянка.
В девяностую годовщину убийства, 18 февраля
1995 года, Святейший Патриарх Алексий Н отслужил па-
нихиду в Архангельском соборе Кремля и сказал в про-
поведи: "Мы считаем справедливым перенести останки
Великого Князя Сергея Александровича в Романовскую
усыпальницу под собором Новоспасского монастыря.
Вознесем же молитву, чтобы Господь упокоил его душу
в обителях небесных".
16
для священника - духовника обители, классы школы
для девочек приюта и библиотека.
Елизавета Феодоровна долго трудилась над
составлением Устава обители. Она хотела возро-
дить в ней древний институт диаконисе, сущест-
вовавший в первые века христианства. Диако-
ниссами в те времена могли быть вдовы или не-
молодые девы. Главными их обязанностями были:
наблюдение за женщинами, вступающими в Цер -
ковь, обучение их основам веры, помощь при со-
вершении Таинства Крещения, а также забота о
бедных и больных. Во время гонений на христи-
анство диакониссы служили мученикам и муче-
ницам в темницах.
Архиепископ Анастасий, лично знавший
Елизавету Феодоровну, вспоминает: "Одно время
она серьезно думала о возрождении древнего
института диаконисе, в чем ее поддержал митро-
полит Московский Владимир (Богоявленский, но-
вомученик Российский 11918г.)". Но против этого
выступил епископ Саратовский Гермоген (после
революции он мученически окончил свою жизнь в
Тобольске).
Елизавета Феодоровна отказалась от своей
идеи, не пожелала воспользоваться своим высоким
положением, чтобы обойти установленные прави-
ла, и пренебречь мнением церковной власти.
Случалось, что Великую Княгиню несправедливо
обвиняли в протестантских тенденциях, в чем
впоследствии раскаивались.
Елизавета Феодоровна продолжала трудиться
над составлением Устава обители. Ездила не-
сколько раз в Зосимову пустынь, где обсуждала
проект со старцами; писала в разные монастыри и
духовные библиотеки мира, изучала уставы древ -
них монастырей. Счастливый случай, посланный
Промыслом Божиим, помог ей в этих трудах.
18
В 1906 году Великая Княгиня прочитала книгу
"Дневник полкового священника, служившего на
Дальнем Востоке во весь период минувшей Русско-
японской войны",' написанную священником Мит-
рофаном Серебрянским. Она пожелала познако-
миться с автором и вызвала его в Москву. В
результате их встреч и бесед появился проект'
Устава будущей обители, подготовленный отцом
Митрофаном, который Елизавета Феодоровна при-
няла за основу.
Для совершения богослужений и духовного
окормления сестер согласно проекту Устава нужен
был священник женатый, но который жил бы со
своей матушкой как брат с сестрой и постоянно
находился бы на территории обители. Елизавета
Феодоровна в письмах и при личных встречах
просила отца Митрофана стать духовником
будущей обители, так как он соответствовал всем
требованиям Устава.
Родился он в Орле в многодетной семье свя-
щенника, 31 июля 1870 года. Дети воспитывались в
благочестии и строгом исполнении церковных
обрядов. Когда ребенку исполнялось четыре года, отец
подводил его к матери и говорил, что отныне их чадо
может соблюдать все посты. В семье царили мир и
любовь, дети относились к родителям с величайшим
почтением. Юношей Митрофан, закончив духовную
семинарию, попросил у родителей благословения на
брак, чтобы вслед за этим принять священный сан.
Всю свою жизнь отец Митрофан очень любил и
уважал свою супругу. В конце своей жизни отец
Митрофан вспоминал: "Олюшка, спутница моя, она на
открытых плотах по течению Иртыша плыла ко мне в
ссылку. Какая это была мне поддержка и утешение!"
^Публиковался в 1905-1906 гг. в Вестнике Воен-
ного Духовенства.
19
Детей у супругов не было, и они по обоюд-
ному согласию решили хранить целомудрие в
браке. Отец Митрофан говорил, что это трудней-
ший подвиг - иметь благословение жить с лю-
бимой супругой, но отсекать похоть. Только
Божией милостью это возможно.
С 1896 года отец Митрофан служил полковым
священником при 51 драгунском Черниговском
полке, стоявшем в Орле. Вместе с полком отец
Митрофан отправился на Русско-японскую вой-
ну, где находился в зоне боевых действий под
Ляояном и Мукденом с 1904 по 1906 годы. После
окончания войны он вернулся в родной Орел и
стал настоятелем приходской церкви. Его очень
любили в Орле, как истинного и духовно опытного
пастыря. После службы часами шел к нему народ
за советом, наставлением, со всеми трудностями и
вопросами. Он вспоминал, что редко удавалось
ему уйти из церкви ранее пяти часов вечера.
После беседы с Великой Княгиней о.Митро-
фан сказал, что согласен переехать в Москву и
служить в новой обители. Но, возвращаясь домой,
он думал о том. сколько слез ждет его там, сколь-
ко прихожан будут опечалены уходом любимого
духовного отца. И он решил отказаться от пере-
езда в Москву, хотя сам впоследствии говорил, что
просьба Великой Княгини - это почти что приказ.
Когда перед отъездом в Орел он остановился
на ночлег в подмосковном доме, то долго раз -
мышлял и твердо решил послать телеграмму с от-
казом от предложения Елизаветы феодоровны. И
вдруг почти сразу пальцы на руке стали неметь и
рука отнялась. Отец Митрофан пришел в ужас от
того, что теперь не сможет служить в церкви, и
понял совершившееся как вразумление. Он стал
горячо молиться и обещал Богу, что даст согласие
20
на переезд в Москву - и через два часа рука снова
стала действовать.
Когда о.Митрофан объявил в приходе о своем
отъезде, все плакали, начались просьбы, письма,
ходатайства к церковным властям. Шли месяцы,
уехать из Орла никак не удавалось, и отец Митро-
фан почувствовал, что он не в силах этого сделать.
И тогда рука снова отнялась. Сразу же после этого
отец Митрофан поехал в Москву, пришел к Ивер-
ской часовне и со слезами молился перед Иверской
иконой Божией Матери, обещал переехать в Моск-
ву - только бы исцелилась рука. И после того, как
он приложился к иконе, пальцы больной руки стали
двигаться. Тогда он пошел к Елизавете феодоровне
и радостно возвестил, что твердо решил приехать и
быть духовником обители.
Несколько раз пришлось Великой Княгине
переделывать Устав своей обители, чтобы удовле-
творить все требования и поправки Святейшего
Синода. Император Николай 11 своим Высочайшим
Указом помог преодолеть сопротивление Синода
созданию обители.
10 февраля 1909 года Великая Княгиня сняла
траурное платье, облачилась в одеяние крестовой
сестры любви и милосердия и, собрав семнадцать
сестер основанной ею обители, сказала: "Я оставляю
блестящий мир, где я занимала блестящее положение,
но вместе со всеми вами я восхожу в более великий
мир - в мир бедных и страдающих".
Отец Митрофан стал подлинным духовником
обители, наставником и помощником настоятель-
ницы. Насколько высоко ценила Великая Княгиня
духовника обители, видно из ее письма Государю
(апрель 1909 года): "Для нашего дела отец Митро-
фан - благословение Божие, так как он заложил
необходимое основание... Он исповедует меня,
окормляет меня в церкви, оказывает мне огром-
21
вечера в больничном храме читалось вечернее
правило, после него все сестры, получив благо-
словение настоятельницы, расходились по кельям.
Четыре раза в неделю за вечерней читались ака-
фисты: в воскресенье - Спасителю, в понедель-
ник - Архангелу Михаилу и всем Бесплотным
Небесным Силам, в среду - святым женам-
мироносицам Марфе и Марии, и в пятницу -
Божией Матери или Страстям Христовым. В
часовне, сооруженной в конце сада обители, чи-
талась Псалтирь по усопшим. Часто ночами мо-
лилась там сама настоятельница.
Внутренней жизнью сестер руководил за-
мечательный священник и пастырь, духовник
обители протоиерей Митрофан Серебрянский.
Дважды в неделю он проводил беседы с сестрами.
Кроме того, сестры могли ежедневно в опреде-
ленные часы приходить за советом или наставле-
нием к духовнику или к настоятельнице. Великая
Княгиня вместе с отцом Митрофаном учили сес-
тер, что их задача - не только медицинская по-
мощь, но и духовное наставление опустившихся,
заблудших и отчаявшихся людей. Каждое воскре-
сенье после вечерней службы в соборе Покрова
Божией Матери устраивались беседы для народа с
общим пением молитв.
"На всей внешней обстановке обители и на
самом ее внутреннем быте, и на верх вообще со-
зданиях Великой Княгини лежал отпечаток изя-
щества и культурности не потому, чтобы она
придавала этому какое-либо самодовлеющее
значение, но потому, что таково было непроиз-
вольное действие ее творческого духа", - пишет в
своих воспоминаниях митрополит Анастасий.
Богослужение в обители отличалось особой
красотой и благоговейностью, в этом была заслуга
исключительного по своим пастырским достоин-
24
ствам духовника; избранного настоятельницей.
Здесь совершали богослужения и проповедовали
слово Божие лучшие пастыри и проповедники не
только Москвы, но и многих отдаленных мест
России. Как пчела, собирала настоятельница нек-
тар со всех цветов, чтобы люди ощутили особый
аромат духовности. Обитель, ее храмы и богослу-
жение вызывали восхищение современников.
Этому способствовала не только красота храмов,
но и прекрасный парк с оранжереями - в лучших
традициях садового искусства XVIII - XIX века.
Это был единый ансамбль, соединявший гармо-
нично внешнюю и внутреннюю красоту.
Современница Великой Княгини Нонна Грейтон,
фрейлина ее родственницы принцессы Виктории,
свидетельствует о Елизавете Феодоровне: "Она
обладала замечательным качеством - видеть хо -
рошее и настоящее в людях, и старалась это вы-
являть. Она также совсем не имела высокого
мнения о своих качествах... У нее никогда не было
слова "не могу", и никогда ничего не было уны-
лого в жизни Марфо-Мариинской обители. Все
было там современно, как внутри, так и снаружи.
И кто бывал там, уносил прекрасное чувство".
В Марфо - Мариинской обители Великая Кня-
гиня вела жизнь подвижницы. Спала на дере-
вянных досках без матраса, тайно носила влася-
ницу и вериги. Об этом рассказала в своих вос-
поминаниях подвижница Марфо - Мариинской
обители монахиня Любовь (в миру Евфросиния).
Однажды она, еще не обученная монашеским
правилам, вошла в покои настоятельницы без мо-
литвы и не спросив благословения. В келье она
увидела Великую Княгиню во власянице и
веригах. Та нисколько не смутившись, сказала
только: "Лушенька, когда входишь, надо сту-
чаться".
26
Монахиня Любовь вспоминает также замеча-
тельный случай, приведший ее в монастырь. Было
это в 1912 году. В 16 лет она уснула летаргическим
сном, во время которого душа ее была встречена
преподобным Онуфрием Великим. Он подвел ее к
трем святым - в одном из них Евфросиния
узнала преподобного Сергия Радонежского, двое
других были ей незнакомы.
Преподобный Онуфрий сказал Евфросинии,
что она нужна в Марфо-Мариинской обители, и,
очнувшись от сна, Евфросиния стала выяснять, где
в России есть монастырь в честь Марфы и Марии.
Одна из ее знакомых оказалась послушницей этой
обители и рассказала Евфросинии о ней и ее
основательнице. Евфросиния написала настоя-
тельнице письмо с вопросом, смогут ли ее принять
в обитель, и получила утвердительный ответ.
Когда по прибытии в монастырь Евфросиния
вошла в келью настоятельницы, то узнала в ней ту
святую, которая стояла в райской обители вместе
с преподобным Сергием. Когда же она пошла по-
лучить благословение духовника монастыря отца
Митрофана, то в нем узнала второго из тех, кто
стоял рядом с преподобным Сергием. Ровно через
шесть лет после этого видения Великая княгиня
претерпела мученическую кончину в день обре-
тения мощей преподобного Сергия Радонежского,
а отец Митрофан впоследствии принял постриг с
именем Сергий в честь преподобного Сергия.
Привыкшая с детства к труду, Великая Кня-
гиня все делала сама и лично для себя не требо-
вала никаких услуг от сестер. Она участвовала во
всех делах обители, как рядовая сестра, всегда
подавая пример остальным. Как-то к настоя-
тельнице подошла одна из послушниц с просьбой
послать кого-нибудь из сестер перебирать кар-
тошку, так как никто не хочет помочь. Великая
2?
Княгиня, не сказав никому ни слова, пошла сама.
Увидев настоятельницу, перебирающую картошку,
устыженные сестры прибежали и принялись за
дело.
Великая Княгиня строго соблюдала посты,
вкушая только растительную пищу. Утром вста-
вала на молитву, после чего распределяла послу-
шания сестрам, работала в клинике, принимала
посетителей, разбирала прошения и письма.
Вечером был обход больных, заканчивав-
шийся далеко за полночь. Ночью настоятельница
молилась в молельне или церкви, ее сон редко
продолжался более трех часов. Когда больной ме-
тался и нуждался в помощи, она просиживала у
его постели до рассвета. В больнице Елизавета
Феодоровна брала на себя самую ответственную
работу: ассистировала при операциях, делала пе-
ревязки, утешала больных и всеми силами стре-
милась облегчить их страдания. Они говорили, что
от Великой Княгини исходила целебная сила, ко-
торая помогала им переносить боль и соглашаться
m тяжелые операции.
В качестве главного средства от недугов
настоятельница всегда предлагала исповедь и
причастие. Еще она говорила: "Безнравственно
утешать умирающих ложной надеждой на выздо-
ровление, лучше помочь им по-христиански пе-
рейти в вечность".
Сестер обители обучали основам медицины.
Главной их задачей было посещение больных и
бедных, забота о брошенных детях, оказание им
медицинской, моральной и материальной помощи.
В больнице обители работали лучшие специ-
алисты Москвы. Все операции проводились бес-
платно. Здесь исцелялись те, от кого отказывались
другие врачи. Исцеленные пациенты плакали,
уходя из Марфо-Мариинской больницы, расста-
28
ваясь с "Великой Матушкой", как они называли
настоятельницу. При обители работала воскресная
школа для работниц фабрики. Любой желающий
мог пользоваться фондами прекрасной библиотеки.
Действовала бесплатная столовая для бедных. В
обители был создан приют для девочек - сирот. К
Рождеству устраивали большую елку для бедных
детей, дарили им игрушки, сладости, теплую одежду,
которую шили сами сестры.
Настоятельница обители считала, что главное
дело сестер не работа в больнице, а помощь бедным
и нуждающимся. Обитель получала до двенадцати
тысяч прошений в год. О чем только ни просили:
устроить на лечение, найти работу, присмотреть за
детьми, ухаживать за лежачими больными, отпра-
вить на учебу за границу.
Великая Княгиня находила возможности по-
мочь духовенству, давала средства на нужды
бедных сельских приходов, которые не могли от-
ремонтировать храм или построить новый. Она
помогала материально священникам - миссионе-
рам, трудившимся среди язычников Крайнего
Севера или инородцев окраин России, ободряла и
укрепляла их.
Одним из главных мест бедности, которому
Великая Княгиня уделяла особое внимание, был
Хитров рынок. Елизавета Феодоровна в сопро-
вождении своей келейницы Варвары Яковлевой
или сестры обители княжны Марии Оболенской,
неутомимо переходя от одного притона к другому,
собирала сирот и уговаривала родителей отдать ей
на воспитание детей. Все население Хитрова ува-
жало ее, называя "сестрой Елизаветой" или "Ма-
тушкой". Полиция постоянно предупреждала ее,
что не в состоянии гарантировать ей безопас-
ность. В ответ на это Великая Княгиня всегда
благодарила полицию за заботу и говорила, что ее
29
жизнь не в их руках, а в руках Божиих. Она
старалась спасать детей Хитровки. Ее не путали
нечистота, брань, вид людей, потерявших чело-
веческий облик. Она говорила: "Подобие Божие
может быть иногда затемнено, но оно никогда не
может быть уничтожено".
Мальчиков, вырванных из Хитровки, она
устраивала в общежития. Из одной группы таких
недавних оборванцев образовалась артель испол-
нительных посыльных Москвы. Девочек устра-
ивали в закрытые учебные заведения или приюты,
где также следили за их здоровьем и духовным
ростом.
Елизавета Феодоровна создавала дома при-
зрения для сирот, инвалидов, тяжело больных,
находила время для посещения их, постоянно
поддерживала материально, привозила подарки.
Рассказывают такой случай. Однажды Великая
княгиня должна была приехать в приют для ма-
леньких девочек-сирот. Все готовились достойно
встретить свою благодетельницу. Девочкам ска-
зали, что приедет Великая Княгиня: нужно будет
поздороваться с ней и поцеловать ручки. Когда
Елизавета Феодоровна приехала, ее встретили
малютки в белых платьицах. Они дружно поздо-
ровались и все протянули свои ручки Великой
Княгине со Словами: "Целуйте ручки". Воспита-
тельницы ужаснулись: что же будет! Но Великая
Княгиня, прослезившись, подошла к каждой из
девочек и всем поцеловала ручки. Плакали при
этом все - такое умиление и благоговение было
на лицах и в сердцах.
Еще об одном из бесчисленных свидетельств
ее любви к страждущим вспоминают современ-
ники. Одна из сестер пришла из бедного квартала
и рассказала о безнадежно больной чахоткой
женщине с двумя маленькими детьми, живущей в
30
холодном подвале. Матушка сразу заволновалась,
немедленно позвала старшую сестру и приказала
устроить мать в больницу для чахоточных, а детей
взять в приют; если не найдется кровати, устроить
больную на раскладушке. После этого сама взяла
для детей одежду, одеяльца и пошла за ними. Ве-
ликая Княгиня постоянно посещала больную мать
до самой е╠ кончины, успокаивала, обещая, что
позаботится о детях.
Великая матушка надеялась, что созданная ею
Марфо-Мариинская обитель милосердия рас-
цветет и станет большим плодоносным древом. Со
временем она собиралась устроить отделения
обители и в других городах России.
Великой Княгине была присуща исконно
русская любовь к паломничеству. Не раз ездила
она в Саров и там с радостью спешила в храм,
чтобы помолиться у раки преподобного Серафима.
Ездила во Псков, в Киев, в Оптину пустынь, в
Зосимову пустынь, была в Соловецком монастыре.
Посещала и самые маленькие монастыри в захо-
лустных и отдаленных местах России. Присут-
ствовала на всех духовных торжествах, связанных
с открытием или перенесением мощей угодников
Божиих. Больным паломникам, ожидавшим исце-
ления от новопрославляемых святых, Великая
Княгиня тайно помогала, ухаживала за ними. В
t914 году Великая Княгиня посетила монастырь в
Алапаевске - городе, которому суждено было
стать местом ее заточения и мученической смерти.
Она помогала русским паломникам, отправ-
лявшимся в Иерусалим. Через общества, органи-
зованные ею, покрывалась стоимость билетов
паломников, плывущих из Одессы в Яффу. Она
построила также большую гостиницу в Иерусали-
ме. Еще одно славное деяние Великой Княгини-
постройка русского православного храма в Ита-
31
лии. в городе Бари, где покоятся мощи святителя
Николая Мирликийского. В 1914 году был освящен
нижний храм в честь святителя Николая и стран-
ноприимный дом.
Драгоценно воспоминание о Великой Княгине
митрополита Анастасия, лично ее знавшего: "Она
способна была не только плакать с плачущими, но
и радоваться с радующимися, что обыкновенно
труднее первого. Не будучи монахинею в соб-
ственном смысле этого слова, она лучше многих
инокинь соблюдала великий завет святого Нила
Синайского: "Блажен инок, который всякого че-
ловека почитает как бы богом после Бога". Найти
хорошее в каждом человеке и "милость к падшим
призывать" было всегдашним стремлением ее
сердца. Кротость нрава не препятствовала ей, од-
нако, пылать священным гневом при виде не-
справедливости. Еще более строго она осуждала
саму себя, если впадала в ту или другую, даже
невольную ошибку... Однажды, в бытность мою
еще викарным епископом в Москве, она пред-
ложила мне председательство в чисто светском по
своему составу обществе, не имевшем при том по
своим задачам непосредственного отношения к
Церкви. Я невольно смутился, не зная, что отве-
тить на ее слова. Она сейчас же поняла мое по-
ложение: "Извините, - решительно произнесла
она. - я сказала глупость", - и тем вывела меня
из затруднения".
Современники вспоминали, что Елизавета
Феодоровна вносила с собою чистое благоухание
лилии, быть может, поэтому она так любила белый
цвет. Встречаясь со множеством людей, она сразу
могла понять человека; раболепство, ложь и хит-
рость были ей противны. Она говорила: "Ныне
трудно найти правду на земле, затопляемой все
сильнее греховными волнами; чтобы не разоча-
32
роваться в жизни, надо правду искать на небе,
куда она ушла от нас".
С самого начала своей жизни в Православии
и до последних дней Великая Княгиня находилась
в полном послушании у своих духовных отцов. Без
благословения священника Марфо - Мариинской
обители протоиерея Митрофана Серебрянского и
без советов старцев Оптиной пустыни, Зосимовой
пустыни и других монастырей, она сама ничего не
предпринимала. Ее смирение и послушание было
удивительным.
Господь наградил ее даром духовного рас-
суждения и пророчества. Отец Митрофан Сереб-
рянский рассказывал, что незадолго до революции
ему приснился сон, яркий и явно пророческий, но
он не знал как его истолковать. Сон был цветным:
четыре картины, сменяющие друг друга. Первая:
стоит прекрасная церковь. Вдруг со всех сторон
появляются огненные языки, и вот весь храм
пылает - зрелище величественное и страшное.
Вторая: изображение Императрицы Александры
Феодоровны в черной рамке; вдруг из краев этой
рамки начинают вырастать побеги, на которых
раскрываются белые лилии, цветы все увели-
чиваются в размере и закрывают изображение.
Третья: Архангел Михаил с огненным мечом в
руке. Четвертая картина: преподобный Серафим
Саровский стоит коленопреклоненный на камне с
молитвенно воздетыми руками.
Взволнованный этим сном, отец Митрофан
рассказал о нем Великой Княгине рано утром, еще
до начала Литургии. Елизавета Феодоровна ска-
зала, что ей понятен этот сон. Первая картина
означает, что в России скоро будет революция,
начнется гонение на Церковь Русскую и за грехи
наши, за неверие страна наша встанет на грань
погибели. Вторая картина означает, что сестра
33
аресте и страданиях Царской Семьи она говорила:
"Это послужит к их нравственному очищению и
приблизит их к Богу".
Весной 1917 года к ней приехал шведский
министр по поручению кайзера Вильгельма и
предложил ей помощь в выезде заграницу. Ели-
завета Феодоровна ответила, что решила разде-
лить судьбу страны, которую считает своей новой
родиной, и не может оставить сестер обители в
это трудное время.
Никогда не било на богослужении в обители
столько народа, как перед октябрьским перево-
ротом. Шли не столько за тарелкой супа или ме-
дицинской помощью, сколько за утешением и
советом "Великой матушки". Елизавета Феодо-
ровна всех принимала, выслушивала, укрепляла.
Люди уходили от нее умиротворенными и обод-
ренными.
Первое время после октябрьского переворота
Марфо-Мариинскую обитель не трогали. На-
против, сестрам оказывали уважение, два раза в
неделю к обители подъезжал грузовик с продо-
вольствием, привозили черный хлеб, вяленую рыбу,
овощи... Из медикаментов выдавали в ограничен-
ном количестве перевязочный материал и лекар-
ства первой необходимости.
Все вокруг были испуганы, покровители и
состоятельные дарители теперь боялись оказывать
помощь обители. Великая Княгиня во избежание
провокаций почти не выходила за ворота обители,
сестрам также было запрещено выходить на ули-
цу. Однако установленный распорядок дня оби-
тели не менялся, только длиннее стали службы,
усерднее молитва сестер. Отец Митрофан каждый
день служил в переполненной церкви Божествен-
ную Литургию, было много причастников. Неко-
торое время в обители находилась чудотворная
36
икона Божией Матери Державная, обретенная в
подмосковном селе Коломенском в день отречения
Императора Николая II от престола. Перед иконой
совершались соборные моления.
После заключения Брест-Литовского мира
германское правительство добилось согласия со-
ветской власти на выезд Великой Княгини Ели-
заветы Феодоровны за границу. Посол Германии
граф Мирбах дважды пытался увидеться с Великой
Княгиней, но она не приняла его и категорически
отказалась уехать из России. Она говорила: "Я
никому ничего дурного не сделала. Буди воля
Господня!"
Приведем отрывки из писем Великой Княгини
близким людям: "...Господь опять Своей великой
милостью помог нам пережить дни внутренней
войны, и сегодня я имела безграничное утешение
молиться... и присутствовать на Божественной
службе, когда наш Патриарх давал благословение.
Святой Кремль, с заметными следами этих пе-
чальных дней, был мне дороже, чем когда бы то
ни было, и я почувствовала, до какой степени
Православная Церковь является настоящей Цер-
ковью Господней. Я испытывала такую глубокую
жалость к России и ее детям, которые в настоящее
время не ведают, что творят. Разве это не больной
ребенок, которого мы любим во сто крат больше
во время его болезни, чем когда он весел и здо-
ров? Хотелось бы понести его страдания, научить
его терпению, помочь ему. Вот что я чувствую
каждый день. Святая Россия не может погибнуть.
Но Великой России, увы, больше нет. Но Бог в
Библии показывает, как Он прощал Свой раска-
явшийся народ и снова даровал ему благосло-
венную силу.
Будем надеяться, что молитвы, усиливающи -
еся с каждым днем, и увеличивающееся раская-
37
ние умилостивят Приснодеву, и Она будет молить
за нас Своего Божественного Сына, и что Господь
нас простит".
"...Полностью разрушена Великая Россия, но
Святая Россия и Православная Церковь, которую
"врата ада не одолеют" существует и существует
более, чем когда бы то ни было. И те, кто верует и
не сомневается ни на мгновение, увидят "внут-
реннее солнце", которое освещает тьму во время
грохочущей бури... Я только уверена, что Господь,
Который наказывает, есть тот же Господь, Ко-
торый и любит. Я много читала Евангелие, и, если
осознать ту великую .жертву Бога Отца, Который
послал Своего Сына умереть и воскреснуть за нас,
то тогда мы ощутим присутствие Святаго Духа,
Который озаряет наш путь. И тогда радость ста-
новится вечной, даже если наши бедные челове-
ческие сердца и наши маленькие земные умы бу-
дут переживать моменты, которые кажутся очень
страшными... Мы работаем, молимся, надеемся и
каждый день чувствуем милость Божию. Каждый
день мы испытываем постоянное чудо. И другие
начинают это чувствовать и приходят в нашу
церковь, чтобы отдохнуть душой".
Спокойствие обители было затишьем перед
бурей. Сначала в обитель прислали анкеты -
опросные листы для всех, кто проживал и нахо-
дился на лечении: имя, фамилия, возраст, соци-
альное происхождение и т.д. После этого были
арестованы несколько человек из больницы. Затем
объявили, что сирот переведут в детский дом.
В апреле 1918 года на третий день Пасхи, в
день празднования Иверской иконы Божией Ма-
тери, Елизавету Феодоровну арестовали и немед-
ленно вывезли из Москвы. Это произошло в тот
день, когда Святейший Патриарх Тихон посетил
Марфо-Мариинскую обитель, где служил Бо-
38
жественную Литургию и молебен. После службы
Патриарх до четырех часов дня находился в оби-
тели и беседовал с настоятельницей и сестрами.
Это было последнее благословение и напутствие
главы Русской Православной Церкви Елизавете
Феодоровне перед крестным путем на Голгофу.
Почти сразу после отъезда Патриарха Тихона
к обители подъехала машина с комиссаром и
красноармейцами-латышами. Елизавете феодо-
ровне приказали ехать с ними. На сборы дали
полчаса. Настоятельница успела лишь собрать
сестер в церкви святых Марфы и Марии и дать
им последнее благословение. Плакали все при-
сутствующие, зная, что видят свою мать и насто-
ятельницу в последний раз. Елизавета феодоровна
благодарила сестер за самоотверженность и вер-
ность и просила отца Митрофана не оставлять
обители и служить в ней до тех пор, пока это
будет возможным.
С Великой Княгиней поехали две сестры -
Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. Перед
тем, как сесть в машину, настоятельница осенила
всех крестным знамением.
Одна из сестер обители, Зинаида (в мона-
шестве Надежда) вспоминает: "...И повезли ее.
Сестры бежали за ней, сколько могли. Кто прямо
падал на дороге... Когда я пришла к обедне, то
услышала, что диакон читает ектенью и не может,
плачет... И повезли ее в Екатеринбурге каким-то
провожатым, и Варвара с ней. Не разлучились...
Потом письмо нам прислала, батюшке и каждой
сестре. Сто пять записочек' было вложено, и
каждой по ее характеру. Из Евангелия, из Библии
изречения, а кому от себя. Она всех сестер, всех
своих детей знала..."
'К 1918 году в обители было сто пять сестер.
40
Узнав о случившемся, Патриарх Тихон пы-
тался через различные организации, с которыми
считалась новая власть, добиться освобождения
Великой Княгини. Но старания его оказались
тщетными. Все члены Императорского Дома были
обречены.
Елизавету Феодоровну и ее спутниц напра-
вили по железной дороге в Пермь. По пути в
ссылку она написала письмо сестрам своей оби-
тели. Вот выдержки из него:
"Господи благослови, да утешит и укрепит
всех вас Воскресение Христово... Да сохранит нас
всех с вами, мои дорогие, преподобный Сергий,
святитель Димитрий и святая Евфросиния По-
лоцкая... не могу забыть вчерашний день, все до-
рогие милые лица. Господи, какое страдание в
них, о, как сердце болело. Вы мне становитесь
каждую минуту дороже. Как я вас оставлю, мои
деточки, как вас утешить, как укрепить? Помните,
мои родные все, что я вам говорила. Всегда будьте
не только мои дети, но послушные ученицы.
Сплотитесь и будьте, как одна душа, все для Бога,
и скажите, как Иоанн Златоуст: "Слава Богу за
все!" Старшие сестры, объединяйте сестер ваших.
Просите Патриарха Тихона "цыпляточек" взять под
свое крылышко. Устройте его в моей средней комнате.
Мою келью - для исповеди, и большая - для
приема... Ради Бога, не падайте духом. Божия Ма-
терь знает, отчего Ее Небесный Сын послал нам это
испытание в день Ее праздника... только не па-
дайте духом и не ослабевайте в ваших светлых
намерениях, и Господь, Который нас временно
разлучил, духовно укрепит. Молитесь за меня,
грешную, чтобы я была достойна вернуться к мо-
им деткам и усовершенствовалась для вас, чтобы
мы все думали, как приготовиться к вечной
жизни.
41
Вы помните, как я боялась, что вы слишком в
моей поддержке находите крепость для жизни, и я
вам говорила: "Надо побольше прилепиться к Богу.
Господь говорит: "Сын Мой, отдай сердце твое
Мне, и глаза твои да наблюдают пути Мои". Тогда
будь уверен, что все отдашь Богу, если отдашь Ему
свое сердце, т.е. самого себя".
Теперь мы переживаем одно и то же и не-
вольно только у Него находим утешение нести
наш общий крест разлуки. Господь нашел, что нам
пора нести Его крест. Постараемся быть достой-
ными этой радости. Я думала, что мы будем так
слабы, не доросли нести большой крест. "Господь
дал, Господь и взял". Как угодно было Богу, так и
сделалось. Да будет имя Господне благословенно
навеки.
Какой пример дает нам святой Иов своей
покорностью и терпением в скорбях. За это Гос-
подь потом дал ему радость. Сколько примеров
такой скорби у Святых Отцов во святых обителях,
но потом была радость. Приготовьтесь к радости
быть опять вместе. Будем терпеливы и смиренны.
Не ропщем и благодарим за все.
Ваша постоянная богомолица и любящая мать
во Христе.
Матушка".
Последние месяцы своей жизни Великая Кня -
гиня провела в заключении в школе на окраине
города Алапаевска вместе с Великим Князем Сергеем
Михайловичем (младшим сыном Великого Князя
Михаила Николаевича, брата Императора Алек-
сандра II), его секретарем - Феодором Михай-
ловичем Ремезом, тремя братьями - Иоанном,
Константином и Игорем (сыновьями Великого
Князя Константина Константиновича) и князем
Владимиром Палеем (сыном Великого Князя Павла
Александровича). Конец был близок. Матушка-
42
настоятельница готовилась к этому исходу, посвя-
щая все время молитве.
Сестер, сопровождавших свою настоятельни-
цу, привезли в Областной совет и предложили им
идти на свободу. Обе умоляли вернуть их к Ве-
ликой Княгине. Тогда чекисты стали пугать их
пытками и мучениями, которые предстоят всем,
кто останется с ней. Варвара Яковлева сказала,
что готова дать подписку даже своей кровью, что
желает разделить судьбу Великой Княгини. Так
крестовая сестра Марфо-Мариинской обители
Варвара Яковлева сделала свой выбор и присое-
динилась к узникам, ожидавшим решения своей
участи.
Глубокой ночью 5(18) июля, в день обретения
мощей преподобного Сергия Радонежского, Великую
Княгиню Елизавету Феодоровну вместе с другими
членами Императорского Дома бросили в шахту
старого рудника. Когда озверевшие палачи сталки-
вали Великую Княгиню в черную яму, она повто-
ряла молитву, произнесенную распятым на Кресте
Спасителем мира: "Господи, прости им, ибо не
знают, что делают" (Лк. 23: 34). Затем чекисты
начали бросать в шахту ручные гранаты. Один из
крестьян, бывший свидетелем убийства говорил, что
из глубины шахты слышались звуки Херувимской,
которую пели страдальцы перед переходом в веч-
ность.
Елизавета Феодоровна упала не на дно шахты,
а на выступ, который находился на глубине 15 мет-
ров. Рядом с ней нашли тело Иоанна Константи-
новича с перевязанной головой. С тяжелейшими
переломами и ушибами она и здесь стремилась
облегчить страдания ближнего. Пальцы правой руки
Великой Княгини и инокини Варвары оказались
сложенными для крестного знамения. Скончались
они в страшных мучениях от жажды, голода и ран.
43
Останки настоятельницы Марфо-Мариин-
ской обители и ее верной келейницы Варвары в
1921 году были перевезены в Иерусалим и поло-
жены в усыпальнице храма святой равноапос-
тольной Марии Магдалины в Гефсимании.
Долгим и тяжелым был этот путь. 18(31) ок-
тября 1918 г. тела страдальцев положили в дере-
вянные гробы и поставили в кладбищенской
церкви Алапаевска, где совершалось постоянное
чтение псалтири и служились панихиды. На сле-
дующий день гробы перенесли в Свято-Троицкий
собор, отслужили заупокойную Литургию, а вслед
за ней - отпевание. Гробы были поставлены в
склепе собора, с правой стороны от алтаря.
Но недолго покоились здесь их тела. Красная
армия наступала, и необходимо было перевезти их
в более безопасное место. Занялся этим отец Се-
рафим, игумен Алексеевского скита Пермской
епархии, друг и духовник Великой Княгини.
Сразу после октябрьской революции о.Сера-
фим был в Москве, имел беседу с Великой Кня-
гиней и приглашал ее поехать с ним в Алапаевск,
где, по его словам, были надежные люди в скитах,
которые сумеют укрыть и сохранить Великую
Княгиню. Елизавета феодоровна отказалась скры-
ваться, но добавила в конце беседы: "Если меня
убьют, то прошу вас, похороните меня по-хри-
стиански". Слова эти оказались пророческими.
Игумен Серафим получил разрешение от адми-
рала Колчака перевезти тела. Атаман Семенов выде-
лил для этого вагон и дал пропуск. И 1(14) июля 1919г.
восемь алапаевских гробов направились к Чите. В
помощники себе о. Серафим взял двух послуш-
ников - Максима Канунникова и Серафима
Гневашева.
В Чите гробы привезли в Покровский жен-
ский монастырь, где монахини обмыли тела стра -
44
стотерпцев и облачили Великую Княгиню и ино-
киню Варвару в монашеское одеяние. Отец Сера-
фим с послушниками сняли доски пола в одной из
келий, выкопали там могилу и поставили все
восемь гробов, засыпав их небольшим слоем зем-
ли. В этой келье остался жить и охранять тела
страдальцев сам О.Серафим.
В Чите гробы страдальцев пробыли шесть ме-
сяцев. Но Красная армия снова наступала, и остан-
ки новомучеников необходимо было увозить уже
за пределы России. 26 февраля (11 марта) начался
этот путь, при полном расстройстве железнодо-
рожного транспорта. Вагон передвигался вместе с
фронтом: пройдет вперед верст 25, а потом от-
катится верст на 15. Благодаря пропуску вагон
постоянно отцепляли и прицепляли к разным по-
ездам, направляя к китайской границе. Наступило
лето, из щелей гробов постоянно сочилась жид-
кость, распространяя ужасный смрад. Когда поезд
останавливался, сопровождавшие собирали траву
и вытирали ею гробы. Жидкость, вытекавшая из
гроба Великой Княгини, как вспоминает о.Сера-
фим, благоухала, и они бережно собирали ее как
святыню в бутылочку.
У самой границы Китая на состав напал отряд
красных партизан, которые пытались выбросить
из вагона гробы с телами. Подоспевшие китайские
солдаты отогнали нападавших и сохранили тела
страдальцев от уничтожения.
Когда состав прибыл в Харбин тела всех ала-
паевских страдальцев были в состоянии полного
разложения, кроме тел Великой Княгини и ино-
кини Варвары. Князь Н.А.Кудашев, вызванный в
Харбин для опознания убитых и составления
протокола, вспоминает: "Великая Княгиня лежала,
как живая, и совсем не изменилась с того дня, как
я перед отъездом в Пекин прощался с нею в
45
Москве, только на одной стороне лица. был боль-
шой кровоподтек от удара при падении в шахту.
Я заказал для них настоящие гробы и при-
сутствовал на похоронах. Зная, что Великая Кня-
гиня всегда выражала желание быть погребенной
в Гефсимании в Иерусалиме, я решил исполнить
ее волю - послал прах ее и ее верной послуш-
ницы в Святую Землю, попросив монаха проводить
их до места последнего упокоения и тем самым
закончить начатый подвиг".
В апреле 1920 г. гробы страдальцев прибыли в
Пекин, где их встретил начальник Русской Духовной
Миссии архиепископ Иннокентий. После заупо-
койной службы они были временно помещены в
одном из склепов на кладбище Миссии и сразу же
началось устройство нового склепа при Свято-
Серафимовском храме.
Гробы с телами Великой Княгини и инокини
Варвары, сопровождаемые игуменом Серафимом'
и обоими послушниками, снова отправились в путь,
на этот раз из Пекина в Тянцзин, затем пароходом
в Шанхай. Из Шанхая - в Порт-Саид, куда
прибыли в январе 1921 года. Из Порт-Саида
гробы в специальном вагоне отправили в Иеруса-
лим, где их встретило русское и греческое духо-
^На склонах Елеонской горы есть место, назы-
ваемое Малая Галилея, где расположена резиденция
Патриарха Иерусалимского. В саду резиденции нахо-
дятся две святыни: основание дома, в котором Господь
явился ученикам после Своего воскресения, и часовня.
построенная на том месте, где Архангел Гавриил явился
Божией Матери и предсказал скороэ Ее успение. По
соседству с этой часовней, по благословению Патри-
арха Дамиана, игумен Серафим построил себе хибарку
и жил в ней до самой своей кончины, последовавшей на
85 году жизни. Погребен он около своей келий.
46
венство, многочисленные паломники, которых ре-
волюция 1917 года застала в Иерусалиме.
Погребение тел новомучениц совершил Пат-
риарх Дамиан в сослужении многочисленного ду-
ховенства. Их гробы были помещены в усыпальнице
под нижними сводами храма святой равноапос-
тольной Марии Магдалины в Гефсимании.
Когда открыли гроб с телом Великой Княгини,
то помещение наполнилось благоуханием. По словам
архимандрита Антония (Граббе), чувствовался "силь-
ный запах как бы меда и жасмина". Мощи ново-
мучениц оказались частично нетленными.
Патриарх Иерусалимский Диодор благословил
совершить торжественное перенесение мощей
новомучениц из усыпальницы, где они до этого
находились, в самый храм святой Марии Магда-
лины.
2 мая 1982 года - в праздник святых жен-
мироносиц за богослужением употреблялись святой
потир, Евангелие и воздухи, преподнесенные храму
Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной, когда
она была здесь в 1886 году.
В 1992 году Архиерейский Собор Русской
Православной Церкви причислил к лику святых
новомучеников России преподобномучениц Вели-
кую Княгиню Елизавету и инокиню Варвару,
установив празднование им в день их кончины
5(18) июля.
Народный голос не случайно еще при жизни
нарек Великую Княгиню святой, ибо она была
живой свидетельницей вечности в нашем мире, в
нашей земной Отчизне. Она перешла в правосла-
вие в Лазареву субботу -и это пророчески ука-
зывало на ее последующий путь.
47
Все мы помним, что вслед за Лазаревой суб-
ботой следует Вход Господа в Иерусалим и начи-
нается Страстная неделя. Так и в жизни Елизаветы
Феодоровны вместе со скорбями и утратами была
и великая радость - создание обители Милосер-
дия - дома Лазаря, была всеобщая любовь народа,
которому она служила. Но вслед за тем после-
довали Страстная неделя и Голгофа. Она приняла
Голгофу с молитвой о своих распинателях, до по-
следнего мгновения исполняя то, что заповедал Сам
Господь.
Вспомним, что в последнем своем письме
сестрам Марфо - Мариинской обители настоя -
тельница молится о своих "детках" преподобной
Евфросинии Полоцкой, мощи которой некогда
находились в Иерусалиме. Не случайно обраща-
ется настоятельница к первой "русской матушке",
ибо она стала достойной продолжательницей под-
вига духовного материнства, завещанного препо-
добной. Мощи преподобной Евфросинии Полоцкой
почивали в Иерусалиме и были увезены в Россию,
а через семь с половиной столетий останки пре -
подобномученицы Великой Княгини Елизаветы,
вывезенные из России, упокоились на Святой
Земле. Ныне почивают они в храме святой миро-
носицы Марии Магдалины, венчающем гору Еле-
онскую, откуда воскресший Христос вознесся во
славе, чтобы воссесть одесную Бога Отца. Храм
этот и мощи святых Елизаветы и Варвары духовно
соединяют Святую Землю с Русской землей
.И если когда-нибудь воскреснет свободная
православная Россия - Держава Божией Матери,
то святые мощи великой настоятельницы обители
в честь святых жен мироносиц Марфы и Марии.
быть может, перенесут (как некогда мощи препо-
добной Евфросинии Полоцкой) в страну, за которую
отдала она свою жизнь. Тогда усыпальница, приго-
48
товленная Великой Княгиней для себя в Марфо-
Мариинской обители примет уже прославленную
во святых настоятельницу под покров Самой
Пречистой Матери Господа. И, может быть, мы
доживем до того момента, когда в основанной ею
обители будет стоять храм во имя святой препо-
добномученицы Елисаветы.
В духовном подвиге ее мы видим соединение
путей святости. Она и благоверная княгиня, и пра-
ведница, и преподобная, и мученица. Она следовала
словам пророка Исаии, который на вопрос Бога:
"Кого мне послать, и кто пойдет для Нас?" (Ис. 6; 8),
ответил: "Вот я, пошли меня" (Ис. 6; 8). Жизнь Ве-
ликой Княгини Елизаветы Феодоровны - дивное
соединение путей святых праведных Марфы и
Марии в новое время. Первая из святых жен Руси -
святая равноапостольная великая княгиня Ольга
до обращения своего к вере Христовой не про-
щала врагов своих и жестоко отомстила за смерть
своего мужа. Почти через 1000 лет святая Великая
Княгиня Елизавета не только простит убийц мужа,
но перед мученической смертью помолится Богу о
прощении своих убийц.
И перейдя в православие, и в иночестве Ве-
ликая Княгиня не изменила своего имени. Тем
самым она подтвердила, что основание духовного
подвига, подъятого ею, оставалось единым всю ее
жизнь."Елисавета" в переводе с древнееврейского
означает "почитающая Бога". Благоговейное по-
читание Бога и любовь ко всему Божиему - вот
главные качества Великой Княгини, помогавшие
ей при всех переменах жизни. Покрывать все
любовью - это ее завет нам.
"У русских женщин есть пример для подра-
жания: научиться так жить и так молиться, как
молилась Елизавета Феодоровна в Покровском
храме, возвращаясь из московских трущоб: с ве-
50
ликой скорбью сердечной, с любовью и надеждой
на милость Божию, чтобы совершилось обращение
к вере, любви, обновление жизни несчастных
людей, блуждавших по распутиям земли нашей.
И еще одно. Слово обесценилось ныне. Сло-
вами, даже самыми высокими и правильными,
трудно изменить состояние людей в обществе, где
растление и насилие стали национальным бедст-
вием. Чтобы слово стало действенным, мы должны
исполнить заповедь Спасителя: "Блаженны слыша-
щие слово Божие и соблюдающие его" (Лк. 11; 28).
Эти слова завершают Евангельское чтение, по-
вествующее о посещении Господом дома .Лазаря,
Марфы и Марии. К исполнению этой заповеди
призывают нас Великая Матушка русской земли,
святая преподобномученица Елизавета и весь со-
бор святых жен Российских.
Крестовая сестра Марфо-Мариинской оби-
тели Милосердия Варвара Яковлева одной из пер-
вых пошла по стопам Великой Княгини и стала
служить ближним в основанной Елизаветой фео-
доровной обители. Она была келейницей насто-
ятельницы и одной из самых близких ей сестер.
Но она не гордилась этим, оставаясь ласковой и
доступной для всех. Близкие Елизаветы Феодо-
ровны хорошо знали ее и называли Варей.
Откуда и из какой среды пришла в обитель
сестра Варвара - нам неизвестно. За своей ма-
тушкой-настоятельницей она добровольно пошла
на страдание и смерть, исполнив завет Господа:
"Нет больше той любви, как если кто положит душу
свою за друзей своих" (Ин. 15; 13). Все алапаевские
узники знали, что их ожидает в недалеком будущем.
Они сознательно готовились к смерти и молили
Господа укрепить их в исповедническом подвиге.
Преподобномученица инокиня Варвара совершила
свой подвиг в возрасте тридцати пяти лет.
51
Необходимо сказать несколько слов и о даль-
нейшей судьбе отца Митрофана Серебрянского,
достойно разделившего духовный подвиг Великой
Матушки в основанной ею обители.
С арестом настоятельницы обитель практи-
чески прекратила свою благотворительную дея-
тельность, хотя просуществовала еще семь лет.
Отец Митрофан продолжал духовно окормлять
сестер вплоть до закрытия обители.
Святейший Патриарх Тихон, который неод-
нократно служил в Марфо-Мариинской обители,
в один из своих приездов постриг отца Митрофа-
на в монашество с именем Сергий, и его матушку
Ольгу - с именем Елисавета.
В 1926 году отца Митрофана арестовали и
сослали в Сибирь, затем последовали годы за-
ключения в ГУЛАГе. Шестнадцать лет провел он в
тюрьмах и лагерях. Последним местом ссылки
было село Владычное Тверской области.
Его любимая матушка до конца была с ним. В
ссылке ее разбил паралич, и отец Митрофан за-
ботливо ухаживал за ней. Жили они в крошечной
избушке с тремя оконцами, под соломенной кры-
шей. Приходили к ним помогать две женщины.
Там почитали его как святого.
Скончался он 5 апреля 1948 года от крупозного
воспаления легких. Похоронили его там же, во
Владычном. Когда через два года в ту же могилу
опускали гроб с телом матушки, крышка гроба, в
котором покоились останки отца Митрофана,
сдвинулась - тело его оказалось нетленным. Мест-
ное почитание отца Митрофана началось вскоре
после его кончины. В Тверской епархии собираются
материалы для прославления его в лике святых
новомучеников и исповедников Российских.